Как готовиться к огэ по обществознанию: что нового, сложные задания

Сфера духовной культуры

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.  Свобода совести Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

 Экономика 

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская деятельность.

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Социальная политика Российского государства

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

3.13. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.

3.14 Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение

3.15 Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения

Оценивание заданий ОГЭ по обществознанию

Максимальный балл за экзамен вырос в сравнении с прошлым годом, поэтому шкала перевода первичных баллов в оценку в 2021 году изменится. Точные пороги будут известны только после проверки экзаменационных работ. Однако, если подготовиться на максимум, проблем с оценками точно не возникнет!

Тематические тестовые задания (все номера, кроме №15, 19-20) оцениваются в один балл. Они проверяют, насколько хорошо усвоен материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Форматные задания №15, 19-20 проверяют, как хорошо вы натасканы на задания определенного типа (при этом тема заданий может быть абсолютно разной). Задания №19-20 могут принести один балл, а №15 — два балла.

Задания с развернутым ответом весят больше всего: №1, 6, 21-22, 24 — по два балла каждый номер, №5, 23 — по три балла, №12 — четыре балла. Чтобы подготовиться к обществознанию, нужно научиться отвечать на вопросы этих номеров максимально полно.

Что такое ГИА, ЕГЭ, ОГЭ: разбираемся в школьных экзаменах

ГИА – общее название для государственной итоговой аттестации для 9-х и 11-х классов. Школьникам и их родителям легко запутаться в буквенных аббревиатурах, ведь есть еще ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ.

Что же из себя представляет ГИА и как разобраться в этих понятиях?

ГИА – государственная итоговая аттестация, обозначает обязательные экзамены в девятом и одиннадцатом классе. Для каждого вида экзаменов есть свое название:

  • 9 класс – ОГЭ (основной государственный экзамен). Он назван основным не просто так – его сдают абсолютно все школьники страны.
  • 11 класс – ЕГЭ (единый государственный экзамен). Этот экзамен сдают лишь те, кто заканчивает 11 класс и поступает в ВУЗы.

1 Экзамен ОГЭ

Рассмотрим более подробно проведение экзамена в 9-ом классе: эту форму итоговой аттестации проходят все школьники России, в отличие от ЕГЭ. По итогам ОГЭ школьник сможет продолжить обучение и сдать через два года ЕГЭ или поступить в колледж и техникум.

ОГЭ часто сравнивают с ЕГЭ – действительно, форма проведения схожа с единым государственным экзаменом. Девятикласснику необходимо сдать два экзамена по основным обязательным предметам, к которым относятся русский язык и математика. Также школьник должен выбрать две дисциплины по желанию – любые из школьной программы.

Математику сдают в двух модулях – алгебра и геометрия. Русский язык тоже проверяют в нескольких вариантах – сочинение, изложение, тест с вариантами ответов и задания с полным ответом. Эти два экзамена являются обязательными для всех школьников страны.

К 2020 году планируют ввести еще один обязательный экзамен в школьную программу – по иностранному языку. На данный момент ученик может сдать экзамены еще по двум предметам, которые выберет самостоятельно.

Если девятиклассник планирует дальше идти в профильный класс или поступать в учебное заведение, к выбору предметов советуют подходить осознанно.

Зачастую в колледжах и техникумах требуются результаты ОГЭ по профильному предмету.

По итогам экзамена школьнику выдается аттестат об основном общем образовании. Результаты экзаменов определяются по шкале расчета баллов от 20 до 70.

Схема проведения ОГЭ такая же, как и у ЕГЭ – экзамены сдают в другой школе, под тщательным наблюдением и со строгими правилами. На данный момент к ГИА в 9-ом классе допускаются все учащиеся, но планируется ввести итоговое собеседование, успешное прохождение которого будет допуском к экзамену.

2 Экзамен ЕГЭ

В отличие от ОГЭ, ЕГЭ для россиян уже не в новинку – он активно проводится во многих регионах страны с 2003 года. С 2009 года эта форма государственной аттестации является единственной в 11 классе. ЕГЭ одновременно служит как выпускной экзамен из школ, лицеев и гимназий, а также как вступительный экзамен в ВУЗ.

Система проведения экзамена в 11-ом классе похожа на ОГЭ. Также есть два обязательных предмета – математика и русский язык. Также есть возможность выбрать два предмета по желанию, любые из школьной программы.

Нововведение 2015 года – математика разделена на два направления, базовый и профильный. Школьник может выбрать профильный вариант экзамена лишь в том случае, если он требуется при поступлении в ВУЗ.

По результатам экзаменов выпускник получает баллы по каждому предмету

Важно получить минимальное количество баллов, которые допускает Рособрнадзор. Чем выше сумма баллов, тем больше у абитуриента шансов поступить в ВУЗ на желаемую специальность

Каждое высшее учебное заведение имеет свой проходной балл для поступления.

ЕГЭ проводится в здании другой школы, с другими учителями во избежание некорректных результатов. С каждым годом процедура проведения экзамена все больше ужесточается, в кабинетах установлено видеонаблюдение, и школьников провожают даже в туалет.

Введение ЕГЭ до сих пор вызывает серьезные споры как у детей и родителей, так и представителей образовательной системы. Подготовку к единому государственному экзамену советуют начинать как можно раньше.

3 Экзамен ГВЭ

Есть еще одна форма государственной итоговой аттестации – ГВЭ (аббревиатура расшифровывается как государственный выпускной экзамен). Он является скорее исключением из общего правила и распространяется на отдельные категории выпускников. К ним относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, обучающиеся учебно-воспитательных заведений закрытого типа и так далее.

Основная итоговая аттестация ожидает всех школьников в России. ОГЭ – отличный способ проверить свои знания в 9 классе и подготовиться к ЕГЭ. А единый госэкзамен дает выпускнику хорошую возможность набрать высокие баллы для поступления в ВУЗ и пройти конкурс.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно

Рассмотрим плюсы и минусы подготовки в одиночку. 

Минусы

  • Вторая часть с развёрнутыми ответами и эссе требует проверки педагога. Только специалист сможет указать на ошибки, дать обратную связь и помочь понять, в каком направлении двигаться. 
  • Самоподготовка к ЕГЭ по обществознанию требует высокого уровня ответственности и дисциплины. 
  • При самостоятельных занятиях отсутствует структура, ориентиры и чёткий план, разработанный преподавателем, — школьник будет чувствовать себя неуверенно. 
  • Могут возникнуть проблемы с мотивацией — даже если в начале школьника захлёстывает энтузиазм, то пройдёт время, и появятся другие дела или мелкие проблемы. 
  • Выпускник действует «вслепую» — некому научить его нюансам экзамена или подсказать «фишки». 

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию теоретически возможно. На практике же мы рекомендуем готовиться с экспертами — так вы будете уверены в прогрессе и успехе. Если хочется высокие баллы — точно стоит тренироваться под руководством преподавателей. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ваши тесты и эссе будут проверять действующие эксперты ЕГЭ и другие профессионалы.

Как устроен экзамен

Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.

1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.

21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.

26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.

Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:

Человек и общество, задания 1–4

Духовная культура, 5–6

Экономика, 7–10

Социальная сфера, 11–13

Политика и социальное управление, 14–16

Право, 17–20

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности — до 10 минут.

Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:

Задание 26 → 15–20 минут

Задание 29 → 15–20 минут

Задание 31 → 10–15 минут

В задании 26 нужно прочитать текст и составить план. В заданиях 29 и 31 — найти в тексте определённую информацию и привести примеры, используя текст и знания курса обществознания.

Что требуют в задании?

12 задание в ОГЭ по обществознанию — это задание на анализ статистического источника. Задание является одним из самых «весомых» на экзамене — за него вы можете получить 4 балла. Несмотря на то, что задание располагается в части 1, ответ заносится в бланк ответов №2, так как это задание с развёрнутым ответом.

В самом задании вам дается статистический источник, представленный в виде таблицы или диаграммы. Еще есть небольшой текст, описывающий, что за данные приведены в задании. Условие задания звучит так: «Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие». Не пугайтесь: в конце статьи мы разберем реальное задание, и вы легко будете разбираться в таких формулировках!

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Кодификатор ОГЭ

Государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)

Обществознание. Кодификатор ОГЭ элементов содержания и требований
к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по Обществознанию

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы, ссылки на конспекты уроков.

Код элемента Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы ссылки
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей Конспект
1.2 Взаимодействие общества и природы Конспект
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Конспект
1.4 Биологическое и социальное в человеке Конспект
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста Конспект
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Конспект 1,Конспект 2
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Конспект
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Конспект
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности Конспект
2.2 Наука в жизни современного общества Конспект
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Конспект
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Конспект 1,
Конспект 2
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Конспект 1,
Конспект 2
3.1 Экономика, ее роль в жизни общества Конспект
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Конспект
3.3 Экономические системы и собственность Конспект
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация Конспект
3.5 Обмен, торговля Конспект
3.6 Рынок и рыночный механизм Конспект
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Конспект
3.8 Деньги Конспект
3.9 Заработная плата и стимулирование труда Конспект
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Конспект
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами Конспект
3.12 Экономические цели и функции государства Конспект
4.1 Социальная структура общества Конспект
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями Конспект
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Конспект
4.4 Социальные ценности и нормы Конспект
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни Конспект
4.6 Социальный конфликт и пути его решения Конспект
4.7 Межнациональные отношения Конспект
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества Конспект
5.2 Понятие и признаки государства Конспект
5.3 Разделение властей Конспект
5.4 Формы государства Конспект
5.5 Политический режим. Демократия Конспект 1Конспект 2
5.6 Местное самоуправление Конспект
5.7 Участие граждан в политической жизни Конспект
5.8 Выборы, референдум Конспект
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни Конспект
5.10 Гражданское общество и правовое государство Конспект
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства Конспект
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт Конспект
6.3 Понятие правоотношений Конспект
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Конспект
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Конспект
6.6 Федеративное устройство Российской Федерации Конспект
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации Конспект
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Конспект 1
Конспект 2
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Конспект
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних Конспект
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Конспект
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Конспект
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Конспект
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Конспект
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних Конспект
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания Конспект
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних Конспект

Обществознание. Кодификатор ОГЭ
элементов содержания

Проверить знания
  Подобрать репетитора

Кодификатор тем.

Человек и общество

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные

отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Сфера духовной культуры

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного

общества. Возможности получения общего и профессионального

образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в

жизни современного общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Экономика

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность

ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и

специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и

фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной

поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

Социальная сфера

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4. Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и

алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость

здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

Сфера политики и социального управления

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной

жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

Право

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного

строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека

и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса

несовершеннолетних

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и

гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных

конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права

потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и

детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство

несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и

наказания

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

ОГЭ по обществознанию: самые сложные задания

Как показывает опыт прошлых лет, самый сложный раздел экзамена – право. Здесь допускают больше всего ошибок. Связано это с тем, что для ответа нужно не только понимать, о чем речь, но и твердо знать нормы права. Экономика и политика тоже часто вызывают трудности у школьников.

В первом задании выпускнику теперь нужно будет не просто выбрать правильный вариант ответа на вопрос, но и дать определение, например, таким понятиям, как «демократия» и «власть».

 В числе новшеств и задание нового типа (№6) – на проверку финансовой грамотности выпускника в соответствии с темами кодификатора. Раньше на ОГЭ подобных вопросов не было в принципе.

В кодификаторе в связи с этим введены новые пункты: 

Так, в шестом задании могут спросить, что делать, если с неизвестного номера пришло сообщение с просьбой прислать информацию о банковской карте

Подобная ситуация вполне может произойти и в реальной жизни, поэтому важно знать правильное решение

Сложности вызывает и задание №12, которое проверяет умение анализировать статистические данные, формулировать умозаключения на их основе и высказывать предположения. Раньше нужно было лишь отметить, что изменилось, на графике.

В ОГЭ появилось задание №20, в котором предстоит дополнить таблицу, чтобы назвать понятие. Например, нужно соотнести орган федеральной власти и его полномочия. Аналогичное задание есть в ЕГЭ. Его выполнение требует особой внимательности.

Как оценивается экзамен

Максимальный первичный балл тоже изменился – теперь это 35 вместо 39. Большинство тестовых заданий оценивается в один балл. Исключение – №15, где за ответ без ошибок ставится 2 балла, а с одной ошибкой – 1. Остальные баллы распределены так:

  • №1, 6, 21, 22, 24 – по 2 балла;
  • №23 – 3 балла;
  • №12 – 4 балла.

Поскольку теперь выпускники будут приводить собственное мнение по тому или иному вопросу, допускается больше вариативности в оценивании. По словам разработчиков КИМ, точка зрения в ответе может быть любой. Главное, чтобы она не противоречила науке.

Снизить оценку на 1 балл могут в следующих случаях:

  • если пропущены важные составляющие ответа;
  • если был искажен смысл поставленного вопроса.
Баллы Оценка
30-35 5
23–29 4
14-22 3
0-13 2

Шкала перевода баллов ОГЭ-2020

Чтобы получить максимальное количество баллов за первую часть ОГЭ, важно не только правильно ответить на вопрос, но и внимательно и аккуратно заполнить экзаменационный бланк. Эта часть проверяется компьютером, поэтому при неправильном оформлении ответ может быть не засчитан. 

Во второй части стоит обратить внимание на основные требования – ответ должен быть кратким, емким и содержать примеры. Также эксперт будет оценивать владение терминологией и теорией обществознания

Как решать задачи с кратким ответом:

  • внимательно читать все слова в условии – лишних слов в нем обычно нет, а вот ключ к ответу вполне может быть;
  • выучить термины и определения;
  • прочитать первоисточники: Конституцию РФ, основные кодексы и законы. В них можно найти подробности, которых нет в учебниках и пособиях;
  • не использовать дополнительную информацию – если каких-то данных нет в задании, значит, они не нужны. Демонстрация эрудиции в случае с ОГЭ может только навредить – большой риск запутаться и допустить ошибку. Отвечать следует только на поставленный вопрос.

Обществознание – предмет, с основными понятиями которого мы сталкиваемся ежедневно, поэтому знания, полученные во время подготовки к экзамену, не только помогут получить хорошую отметку, но и пригодятся в реальной жизни.

Как работать с текстом

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.


Текст для заданий с развёрнутым ответом
Текст для заданий с развёрнутым ответом

1 — задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, посмотрев на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 — задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 — задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 — задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

5 — задание 30. Автор пишет, что патриотом может быть любой человек. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два пояснения данной позиции.

Значит, один пример нужно взять из текста, один — из других источников.

6 — задание 31. Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.

1 Экзамен ОГЭ

Рассмотрим более подробно проведение экзамена в 9-ом классе: эту форму итоговой аттестации проходят все школьники России, в отличие от ЕГЭ. По итогам ОГЭ школьник сможет продолжить обучение и сдать через два года ЕГЭ или поступить в колледж и техникум.

ОГЭ часто сравнивают с ЕГЭ — действительно, форма проведения схожа с единым государственным экзаменом. Девятикласснику необходимо сдать два экзамена по основным обязательным предметам, к которым относятся русский язык и математика. Также школьник должен выбрать две дисциплины по желанию — любые из школьной программы.

Математику сдают в двух модулях — алгебра и геометрия. Русский язык тоже проверяют в нескольких вариантах — сочинение, изложение, тест с вариантами ответов и задания с полным ответом. Эти два экзамена являются обязательными для всех школьников страны.

По итогам экзамена школьнику выдается аттестат об основном общем образовании. Результаты экзаменов определяются по шкале расчета баллов от 20 до 70.

Схема проведения ОГЭ такая же, как и у ЕГЭ — экзамены сдают в другой школе, под тщательным наблюдением и со строгими правилами. На данный момент к ГИА в 9-ом классе допускаются все учащиеся, но планируется ввести итоговое собеседование, успешное прохождение которого будет допуском к экзамену.

План подготовки к ОГЭ по обществознанию

Нужно заранее разработать план, как готовиться к ОГЭ по обществознанию. Это поможет избежать ошибок и спланировать свое время, добиться максимального результата.

Во-первых, проще всего начать с блока «Человек и общество». В нем содержатся основы обществознания, благодаря которым готовиться к ОГЭ по обществознанию по другим тематическим блокам будет намного проще.

Во-вторых, больше всего времени уделяйте тем блокам, по которым нужно изучить больше информации: более обширные или западающие лично у вас темы. 

В-третьих, практикуйте форматные задания. Для того, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию на максимальный балл, нужно изучить и отработать структуру форматных номеров

В этих заданиях важно не столько знание теории, сколько умение решать определенный тип задач

Алгоритм

Задание на статистический источник весьма объемное и сложное. Поэтому с каждым из своих учеников я делюсь алгоритмом, который позволяет минимизировать ошибки и время, потраченное на задание. Теперь я расскажу его и вам!

Наш алгоритм работы начинается с того, что из условия задания мы должны чётко (1) зафиксировать вопрос, который задавался респондентам для того, чтобы чётко понимать по какой тематике проводился социологический опрос.

Затем мы (2) изучаем легенду и оси графика/информацию на диаграмме/в таблице. Это позволит точно понять, с какую информацию нам необходимо проанализировать.

Далее начинается наша основная работа: (3) формулируем вывод о черте сходства (под цифрой 1) и затем (4) формулируем предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство.

Теперь наша работа продолжается по похожей логике, но уже для различий в результатах социологического опроса: (5) формулируем вывод о том о сути различия (под цифрой 2) и затем (6) формулируем предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.

В конце (7) проверяем ответ, ещё раз сопоставив его с данными из условия задания.

Последнее, что нам необходимо сделать, чтобы на 100% получить заветные баллы, как бы банально это не звучало — это (8) структурировано записать ответ в бланк ответов №2.

Таким образом, наш алгоритм по работе с заданием №12 будет выглядит следующим образом:


12 задание ОГЭ по обществознанию: алгоритм

Конспекты по предмету «Обществознание»

Изучение Обществознания шаг за шагом. Онлайн-учебник.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

Кодификатор ОГЭ
  ОНЛАЙН-ТЕСТЫ
  Кодификатор ЕГЭ

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

  1. Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9—11 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера».
  2. ОГЭ: Общeствознание универсальный справочник. / О.В. Кишенкова — М.: Эксмо.
  3. Обществoзнание в схемах и таблицах: 8-11 классы. ФГОС / Р.Н. Лебедева — М.: Издательство Экзамен.
  4. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина — М.: Эксмо.
  5. Наглядный школьный курс по обществознанию (удобно и понятно) / С.М.Гришкевич — М.: Эксмо.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). 

ОГЭ по обществознанию: что нового

В первую очередь изменения коснулись структуры экзамена. Так, сократилось количество заданий – теперь их 24, а не 31. На 17 из них нужно будет дать краткий ответ, а на 7 – развернутый.

Разделены задания теперь тоже по-другому. Раньше их объединяли по формату записи ответа, а сейчас – в соответствии с навыками, которые проверяются. Визуально это никак не обозначается, вопросы идут подряд.

Обществознание, как и ряд других дисциплин, в последние десять лет преподают в соответствии с обновленными образовательными стандартами

Основное внимание уделяется аналитике. Школьников учат рассуждать, объяснять, аргументировать, разбирать конкретные практические ситуации

Поэтому в ОГЭ-2020 присутствуют задания, предполагающие развернутый ответ:

  • на анализ статистических данных;
  • на проверку финансовой грамотности;
  • на знание ключевых обществоведческих терминов.

Педагоги говорят, что это самое сложное в экзамене. В то же время эти задания приближают его к ЕГЭ и послужат полезной тренировкой для тех, кто планирует продолжить обучение в школе.

Среди новшеств – работа с диаграммами, она стала более творческой. Теперь нужно не только написать, что прибавилось или убавилось, но и проанализировать возможные причины изменений.

Исключено из экзамена задание, в котором нужно было отличить факты от мнений (№25). Также сокращено с шести до четырех количество пунктов мини-теста по тексту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector