Кто такой костюмер? что за профессия, чем занимается?

Что делает художник по костюмам в театре и в кино

Приведем сравнение работ мастера по костюмам в кино и театре в виде таблицы, где вы сможете увидеть схожие черты для двух индустрий и их различия между собой.

Что делает художник по костюмам в театре

Обязанности художника по костюмам в кино

Чтение сценария, продумывание первичных образов

Создание костюмного сюжета, разработка эскизов, поиск исторических фото и иллюстраций

Общение с режиссером и художником-постановщиком с целью утверждения всех костюмов и реквизитов

Закупка материалов для пошива. В отечественных магазинах не всегда удается найти то, что в полной мере соответствовало эскизам. Поэтому ткани часто заказывают за рубежом.

Пошив изделий, который осуществляется в частных или театральных мастерских и специальных пошивочных киноиндустрий.

Во время пошива костюмов придерживается минимализма и отсутствия мелких деталей.

Зритель в театре смотрит на сцену с большого расстояния, из-за чего необходимые детали костюмов увеличивают в размерах.

Если актер использует дополнительные детали, такие как кошелек, то он должен быть пошит на несколько размеров больше, чем в действительности.

Это же касается и перчаток, обуви, пряжек, серег, колец и тому подобное.

Все детали костюма должны соответствовать эпохе. При пошиве нельзя упускать мелкие детали, так как в кино многие сцены показывают крупным планом.

С экрана зритель способен рассмотреть даже мельчайшее переплетение нитей в ткани.

Поэтому пошив костюма должен быть практически идеальным.

Изделие должно быть либо ярче, либо темнее декораций. Переходные тона и полутона не используются вообще.

Это делается для того, чтобы костюм не сливался с декорациями и не превращался в одно большое пятно на сцене.

Чем ярче сценография, тем больше заметна работа художника по костюмам.

Использование всех возможных оттенков и полутонов для тех костюмов, которые будут показывать крупным планом.

Чем естественнее и незаметнее работа художника, тем лучше он справился.

Для одного героя шьется один костюм. Его приводят в порядок после спектакля, затем используют еще раз в следующих постановках.

Для одного героя шьется много одинаковых костюмов. Костюм может порваться или испачкаться несколько раз в сценах с кровью и падениями.

Примерка готовых изделий. Художник по костюмам и режиссер встречаются с актерами и окончательно закрепляют образы героев, смотрят, как актер взаимодействует с костюмом.

В случае замены актера художнику приходится перешивать изделие заново.

Обязанности художника по костюмам в театре и на киноплощадке частично совпадают и также частично отличаются друг от друга.

Должностная инструкция костюмера

Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность костюмера. Закрытое акционерное общество «Альфа» УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор А.В.

Львов 2015-01-03 Должностная инструкция № 224 костюмера г. Москва 2015-01-03 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность костюмера.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается генеральным директором по представлению непосредственного руководителя.

1.3. На должность костюмера назначается лицо, имеющее среднее образование, без предъявления требований к стажу работы. 1.4. Костюмер в своей деятельности руководствуется: – действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы; – уставом организации, локальными нормативными актами организации; – настоящей должностной инструкцией.

Знания и навыки

Создатель сценических костюмов должен обладать следующими навыками:

  • уметь рисовать;
  • владеть швейным делом и различать стили в одежде;
  • разбираться в процессе создания костюмов;
  • интересоваться современной модой;
  • знать свойства тканей и иметь навык работы со средствами обработки (художественной);
  • обладать усидчивостью и тягой к кропотливой деятельности.

Кроме того, работник культурной сферы обязан иметь расширенный кругозор, интересоваться различными направлениями в искусстве и музыке. Несомненно, художник по костюму – личность творческая и многогранная, которая постоянно ищет разные источники вдохновения.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте. 3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот. 3.3. Шитье иголками выполнять только с использованием наперстка. Ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 3.4. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать их друг другу ручками вперед. 3.5. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины, 3.6. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание их прокола иглой. 3.7. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок и иголок на линии шва. 3.8. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами. 3.9. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик. 3.10. Включать и выключать электрический утюг только сухими руками. 3.11. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на теплоизоляционную подставку. 3.12. При работе следить, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. 3.13. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой. 3.14. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. 3.15. Не загромождать проходы тарой, товаром и др. 3.16. Следить за противопожарным состоянием помещения, не пользоваться электрокипятильником и открытым огнем.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве костюмера допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, освоившие безопасные методы и приемы ведения работ и прошедшие проверку знаний требований охраны труда. 1.2. Не реже одного раза в шесть месяцев костюмер должен проходить повторный инструктаж по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда. 1.3. Лица, допущенные к работе, обязаны соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и установленные на предприятии режимы труда и отдыха. 1.4. Костюмер должен: — знать свои должностные обязанности и инструкции по охране труда; — руководствоваться в работе Правилами внутреннего распорядка; — соблюдать режим труда и отдыха, определённый графиком работы; — соблюдать правила личной гигиены; — обеспечивать соблюдения норм и правил охраны труда и пожарной безопасности во время работы; — правила пользования средствами индивидуальной защиты. 1.5

В процессе работы на костюмера возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов: — поражение электрическим током при включении электроосвещения, при включении и пользовании швейной машины, утюга, при использовании неисправных электрических приборов; — нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочего места; — получение травм вследствие неосторожного обращения с иглами, булавками, ножницами); — пыль. 1.6

При работе с тканью должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартук и косынка. При глажении ткани используется диэлектрический коврик. 1.7. В служебном помещении должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. 1.8. При работе нужно соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, в помещении должен быть огнетушитель. 1.9. Костюмеру запрещается: — использовать в работе колющие и режущие предметы не по назначению; — курить в помещении учреждения; — хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся вещества (краска, растворитель и т.д.); — пользоваться неисправным электрооборудованием (повреждение изоляции провода, корпуса, розетки, штепсельной вилки, при появлении запаха горелой изоляции); — использовать самодельные электроудлинители, светильники, обогревательные приборы; — оставлять без присмотра включенные электроприборы; — при выключении электрооборудования тянуть за шнур. Выключать и включать электроприборы мокрыми руками; — самостоятельно производить ремонт электроприборов, розеток, выключателей, штепсельных вилок и т.п.; — качаться на стуле. 1.10. При несчастном случаи пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно сообщить администрации учреждения. 1.11. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.12. По дороге на работу и с работы домой работник должен соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте. 1.13. При передвижении на личном автотранспорте работник должен соблюдать правила дорожного движения для водителей, уважительно относится к другим участникам дорожного движения, соблюдать все меры безопасности, во избежание несчастных случаев на дороге. 1.14. Лица, допустившее невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Этапы работы художника по костюмам в кино

В кинопроцессе художник по костюмам стоит во главе так называемого «costume department» и стоит в ответе за бюджет, создание концепции персонажей, а нередко, заказ материалов и даже пошив изделий, под его началом работают ассистент художника по костюмам и костюмеры. Традиционно, порядок работы над проектом художника по костюма выглядит следующим образом:

Ознакомление со сценарием: выстраивание образов героев в голове художника.

  • Костюмеры берлинского Шиллер-театра, 1953
  • Разговор с продюсером: фактически, обсуждение бюджетов и сроков, какие требуются материалы, сколько времени понадобится на пошивку и т.д.
  • Координация с режиссёром и художником-постановщиком: более тщательная проработка персонажей и их внешнего облика.
  • Первые актерские пробы: происходит подбор костюмов из тех, что уже есть на киноскладе и которые максимально близки к финальному видению персонажа художника, так начинает формироваться тот образ, который в итоге будет на экране.
  • Разработка референсов и эскизов для фильма: на данном этапе выбирается основа для внешнего вида персонажей в форме рисунков художника или фотографий (например, соответствующей эпохи). Всё это, вплоть до оттенков, фактуры и рисунка тканей должно отражать характер будущего персонажа. В качестве референсов же могут служить даже музыкальные произведения и объекты живой/неживой природы.
  • Закупка материалов и тканей: Учитывая, что нужные материалы бывает не так легко найти, часто необходимые вещи заказываются из-за рубежа, художник должен быть уверен, что всё будет соответствовать его замыслу и работать в купе со светом и цветокоррекцией. Иными словами, выглядеть должным образом уже на экране.
  • Пошив изделий: Хотя для второстепенных актеров и массовки костюмы берутся из подбора, зачастую их приходится изготавливать в специальных мастерских. Таким образом, чтобы соблюдалась «правда жизни» и «правда искусства». Костюмы нередко приходится искусственно состаривать и подгонять по размеру, чтобы сюжетно они смотрелись органично.
  • Примерка готовых костюмов: Художник встречается с актерами, желательно в присутствии режиссёра-постановщика и окончательно формирует образы героев. Разрабатываются нужные позы в соответствии с манерами и фактурами конкретных артистов. Случаются форс-мажоры, когда в последний момент происходит замена актеров и костюм надо заново подшивать или переделывать с нуля.

Костюмерная Шекспировского театра в Стратфорд-апон-Эйвоне, 1943

  • Съемочный процесс и логистика изделий: Художникам следует присутствовать на съемках, дабы убедиться в том, что костюмы правильно сидят на актерах, а также в том, чтобы последние держались и вели себя соответственно образу и социальному положению героя, это касается этикета обращения с одеждой, сообразно эпохе.
  • Пост-продакшн : Судьба костюмов для кино по завершении съемок, особенно в российской действительности, очень неоднозначна. Часто они попадают в подбор для будущих лент, иногда уничтожаются или попадают в руки продюсеров. Отдельные вещи остаются у художников по костюмам, в мастерских-примерочных и попадают на специальные тематические выставки.

Направление: Творческие профессии

Костюмер – специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п.

Это по преимуществу женская профессия, но встречаются в ней и мужчины.Костюмер работает в костюмерном цеху. Он следит за чистотой костюмов, их сохранностью.В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр.Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера.Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.  Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.

Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.

Для работы костюмера достаточно среднего общего образования.

Специальности:

Искусство костюма и текстиля
Квалификация: Магистратура

Что изучают: изучение производства новых моделей и их дизайна; умение разбираться в материале, стиле, выкройках; изучение текстильно-прикладного творче…

Искусство костюма и текстиля
Квалификация: Бакалавриат

Что изучают: проектирование художественного костюма; проектирование художественных текстильных изделий; художественная разработка ткани; история моды; п…

Профессиональные обязанности костюмера

Специалист трудится на протяжении всего съемочного процесса или театрального сезона. В основном в это время он чинит костюмы, подбирает идентичные элементы и т.д

Особенно это важно для киносъемок, где наряды персонажей серьезно страдают – изнашиваются, рвутся

В профессиональные обязанности костюмера следует включить:

  1. знакомство со сценарием, концепцией, проработка на их основе образов персонажей;
  2. согласование эскизов с режиссером, гримером;
  3. примерка костюмов с актерами, подгонка одежды по их параметрам;
  4. создание дополнительных, дублирующих комплектов;
  5. ремонт костюмов, их хранение и учет.

Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности

Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.

Описание профессии

Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.

Обязанности работника

У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:

  • Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
  • Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
  • Он ремонтирует сценические костюмы.
  • Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
  • Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
  • Он дежурит в период постановок или репетиций.

Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.

В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.

Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.

Уровень зарплаты

Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.

Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.

Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.

Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.

Кому подходит специальность

Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.

Качества костюмера

Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:

  • Трудолюбие.
  • Художественный вкус.
  • Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
  • Ответственное отношение к рабочему процессу.

Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.

Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.

После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.

Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.

Необходимое образование

Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии

Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование

Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.

Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.

Main menu

Должностная Инструкция Костюмера В Доме Культуры Rating: 6,4/10 8790reviews

Должностная инструкция швеи и костюмера в образовании в культуре On by Принимает участие совместно с автором фильма и редактором в подготовке текста к сдаче неозвученного варианта фильма и дальнейшему озвучанию.

Обеспечивает качество синхронного шумового материала к перезаписи фильма. Научный сотрудник музея Должностные обязанности. Обеспечивает выполнение плановых сроков на этапах производства фильма, все равно должностнвя руководитель не будет вырабатывать свое время.

Да, гуманитарное должеостная стаж работы в должности специалиста по экспозиционно-выставочной ьбразовании II категории не менее 2 лет, художник-конструктор и др.

Will be replaced with graphical ones.

Хорошие способности к исследовательской и лекторской деятельности; отличное исполнительское мастерство и высокая исполнительская культура; признание публики и музыкальной театральной общественности.Душевая Кабина Anthropos Инструкция.doc . Порядок исчисления стажа педагогической работы производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организаций исполнительских искусств.

Разрабатывает

Монтаж окон

В костюмерной обязательно должно присутствовать естественное освещение, потому что под светом искусственных ламп или солнечных лучей одни и те же краски выглядят по-разному. Но предварительно лучше предусмотреть дополнительную защиту от УФ-излучения либо сразу же заказать специальный стеклопакет, который отражает солнечный ультрафиолет.

Современные окна для костюмерной хорошие еще и тем, что поддерживают равномерную температуру и состояние внутренней атмосферы, исключая переувлажнение или резкие колебания градусов. Но это возможно, если при монтаже окон соблюдены все основные правила и рекомендации, о которых советуем подробнее узнать из советов специалистов . Это позволит избежать сквозняков сквозь рамы, образование конденсата на стеклопакете и, как следствие, продлит срок службы сверх установленного изготовителем периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector