Центр дополнительного образования детей
Содержание:
- Место дополнительного образования в системе
- Формы дополнительного образования
- Популярные формы дополнительного образования в России
- Основные функции центра дополнительного образования
- Личное развитие
- Программные направления обучения
- Как проходит учеба
- Областной центр
- Найдено научных статей по теме — 15
- Модель информатизации учреждения дополнительного образования
- Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования
- Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
- Управление в учреждении дополнительного профессионального образования
- Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования
- МЕТОДИСТ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО
- Педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования
- Проблемы кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей
- Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
- Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
- РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
- Заключение
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.
В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.
Формы дополнительного образования
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:
- повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
- освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.
Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании
Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.
При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.
Основные функции центра дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей выполняет восемь функций:
- Образовательная. Знакомство с теми областями знаний, которые не входят в программу общего школьного обучения, чтобы каждый ребенок смог удовлетворить свой интерес в выбранной сфере и расширить кругозор.
- Воспитательная. В процессе внеурочных занятий у детей формируют ответственность за свою работу и ее результативность, четкие нравственные ориентиры и чувство патриотизма.
- Коммуникативная. Увеличивают круг общения, вырабатывают навыки взаимодействия в различных коллективах.
- Информационная. Педагог должен предоставить весь возможный максимум сведений, интересующий ученика.
- Профориентационная. Помогает выбрать будущую профессию и сформировать четкие жизненные планы.
- Рекреационная. Занятия проходят в свободной атмосфере, чтобы восстановить эмоциональные и физические силы детей, повысить их трудоспособность.
- Самореализационная. После достижения определенного успеха у ребенка повышается самооценка и возникает желание улучшить свои результаты;
- Креативная. Создание подходящих условий для реализации индивидуальных талантов каждого учащегося.
Личное развитие
Дополнительное образование по праву считается одной из самых
благоприятных сфер для развития личности каждого ребенка. Как средство
формирования мотивации к личностному развитию, дополнительное образование способствует
расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к
творчеству. Личность формируется в постоянной деятельности, в самопреодолении,
в переживании горя и радости, в общении, в большом настоящем деле. Система
дополнительного образования — это не готовая социокультурная среда,
предлагаемая ребенку, а разнообразная социокультурная среда, создаваемая самим
ребенком на основе его собственных рефлексивных способностей.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей,
ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в
себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного образования, с другой —
является полем инновационной образовательной деятельности, способствующей
раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации
ребенка.
Одной из существенных особенностей системы дополнительного
образования детей является взаимодействие разнопрофессиональных и
разновозрастных сообществ. В развитии дополнительного образования образовательные
учреждения различных типов взаимодействуют с организациями и учреждениями
других профессиональных и творческих областей, становясь открытой системой и
объектом образовательной политики на муниципальном, региональном и федеральном
уровнях.
В настоящее время перед системой дополнительного образования
стоят следующие задачи:
- Поддержание и развитие системы дополнительного обучения на основе обновления содержания, форм, технологий, программного и методического обеспечения;
- Разработка и внедрение научно-методических материалов, обеспечивающих социокультурное развитие ребенка;
- Повысить профессиональные стандарты педагогов дополнительного образования.
Согласно федеральной целевой программе развития образования
на 2011-2015 годы, должны преобладать новые формы дошкольного образования,
например, система стимулирующих альтернатив традиционным детским садам, которых
в России не хватает. Например, речь идет о развитии частных семейных
мини-детских садов, когда неработающая мать, имеющая соответствующее
образование и достаточное жилье, одобренное санэпидемстанцией, помимо своих
детей, может взять еще несколько детей на дневное содержание и получать
дополнительную оплату от государства. Такие формы уже давно используются в
регионах Российской Федерации. Семейные группы хорошо развиты, например, в
Татарстане, где семьи берут на себя заботу о чужих детях, присматривают за ними
и, прежде всего, проводят для них дошкольную программу.
Как и в традиционных детских садах, группы готовности к
школе создаются и для «детей с домашним образованием», т.е. детей,
получающих образование на дому. Основная цель — разработка и распространение
моделей дошкольного образования для обеспечения доступности дошкольного
образования для всех нуждающихся и полного охвата дошкольным образованием всех
детей старшего дошкольного возраста.
Резюмируя сказанное в первой главе, можно сформулировать
следующие выводы:
- Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей стали теория и практика народного образования, внешкольного воспитания, детского движения, попечительства и благотворительности в России;
- Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсаторную функцию — занятия в них компенсировали детям недостаток школьного образования, в то же время помогали организовать свободное время детей, обогащали их коммуникативную активность. Новаторский характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей и новыми педагогическими взглядами на проблемы детского воспитания.
- На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Наркомате просвещения РСФСР был создан Отдел внешкольного образования.
Программные направления обучения
Существуют четыре направления программ центров ДО:
- художественное — формирует культурные интересы детей, развивает неординарное мышление и творческую активность;
- научно-техническое — дает глубокие знания в сфере фундаментальных наук, выходящих за рамки обычной программы;
- социально-педагогическое — способствует накоплению опыта жизни в обществе и дает детям возможность проявить себя в выбранном виде деятельности;
- естественно-научное — развивает познавательную активность и любознательность, а также стимулирует стремление получать новые знания.
Различают четыре уровня ЦДО:
- Городской.
- Областной.
- Региональный.
- Республиканский.
Как проходит учеба
Первый шаг, который следует сделать тем, кто намерен получить дополнительное профессиональное образование дистанционно, – выбрать учебное заведение и оставить на его сайте заявку на поступление. Ответ будет содержать:
- детальную информацию об условиях поступления;
- документы, которые предстоит заполнить, отсканировать и отправить по электронной почте;
- инструкцию по обучению на выбранной программе.
Во многих организациях вопросы о зачислении на курс можно задать по телефону. Электронные заявки принимаются круглосуточно, беседа с представителем образовательного учреждения происходит только в рабочее время. После соблюдения всех формальностей и внесения оплаты абитуриенту на почту приходит извещение о зачислении на курс. Письмо содержит ссылку, логин и пароль для входа в личный кабинет.
Обучение длится в среднем 1–3 месяца, есть короткие (двухнедельные) и длительные (более года) программы. Учащийся:
- получает теоретический материал (лекции) и доступ к электронной библиотеке;
- присутствует на вебинарах или смотрит их в записи;
- задает вопросы преподавателю по переписке или по скайпу;
- участвует в обсуждениях, онлайн-конференциях.
В назначенные даты студент должен сдавать промежуточные тесты, выполнять практические задания.
Через личный аккаунт на специализированном интернет-ресурсе образовательной организации слушатель получает свободный доступ к полному комплексу учебных материалов дистанционной программы дополнительного образования, иногда некоторую их часть поэтапно высылают по электронной почте.
Комплект состоит не только из учебников, в него также входят:
- рекомендации по выполнению лабораторных, самостоятельных, практических, контрольных и курсовых работ;
- вопросы для самопроверки;
- методические советы преподавателей по изучению сложных тем.
По окончании изучения каждой дисциплины (или модуля) слушатели выполняют контрольное задание. Если результат проверки знаний неудовлетворителен, зачет или экзамен можно пересдавать, как правило, неограниченное количество раз – до тех пор, пока не будет достигнут достаточный для аттестации уровень. Содержание тестов каждый раз меняется, но не выходит за рамки программы. После успешного прохождения всех контрольных мероприятий по предметам, входящим в один модуль программы, слушатель приступает к изучению следующего цикла дисциплин, и процедура повторяется.
Во многих (но не во всех) учебных заведениях дополнительного профобразования защита итоговой работы проходит дистанционно. Форму и процедуру заключительной аттестации каждое учебное заведение устанавливает самостоятельно. Это может быть тестирование, реферат, курсовой проект, дипломная работа
Особое внимание уделяется идентификации личности экзаменуемого. Порядок, условия и сроки проведения испытаний доводятся до сведения слушателей при поступлении
Документ о полученном дополнительном профессиональном образовании отсылается почтой, выдается в электронном виде или вручается лично, даже если слушатели курса проходили итоговую аттестацию дистанционно – онлайн или в форме обмена файлами.
Областной центр
Областной центр дополнительного образования детей координирует и контролирует работу всех организаций внешкольного обучения, расположенных на территории области.
Работники областной организации ДО должны инспектировать материально-техническую оснащенность подконтрольных заведений, уровень квалификации педагогического состава, обеспечивать интеграцию всех учреждений. На областном уровне происходит выявление насущных проблем в сфере ДО и их решение.
В рамках программы центра проводятся областные курсы по повышению квалификации работников образования, на которых преподаватели знакомятся с методиками внедрения информационных технологий, обмениваются опытом, разрабатывают новые варианты подачи материала.
Также на территории области проводятся олимпиады, цель которых — согласно государственным требованиям проверить уровень полученных знаний и умений, выявить одаренных учеников для оказания им поддержки в дальнейшем обучении.
Найдено научных статей по теме — 15
Модель информатизации учреждения дополнительного образования
Ратенко Светлана Евгеньевна, Романова Ирина Александровна
В работе раскрываются результаты исследования повышения эффективности образовательного процесса в сфере дополнительного образования.
Детское самоуправление в учреждении дополнительного образования
Григорова Владилена Константиновна, Дудкина Нина Ивановна, Зыкова Екатерина Николаевна
В статье показаны пути совершенствования дополнительного образования детей. Раскрыта сущность ученического самоуправления. Приведены данные опытной работы по его развитию.
Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
Телина Ирина Анатольевна
Создание системы поддержки талантливых детей является одним из главных направлений стратегического развития российского образования.
Управление в учреждении дополнительного профессионального образования
Корытов В. А.
Управление учреждением дополнительного профессионального образования в современной личностно-ориентированной педагогической концепции определяет творческая индивидуальность педагога, руководителя учреждения.
Понятие и структура техносферы учреждения дополнительного образования
Золотарёва Ангелина Викторовна, Страдина Елена Александровна
Данная статья подготовлена по результатам выполнения Задания Министерства образования и науки РФ (рег.
МЕТОДИСТ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО
Лукина Оксана Алексеевна, Чайкина Жанна Владимировна, Мухина Мария Вадимовна, Кузьмина Лилия Александровна, Маляева Алена Александровна
В данной статье рассматриваются возможности и перспективы развития профессии методиста, в частности методиста учреждения дополнительного образования детей, как профессии будущего на основании современных тенденций развития экономи
Педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования
Макеева Т. В.
В ракурсе гуманистической парадигмы образования весьма важным видится обращение к педагогической поддержке личности.
Проблемы кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей
Куприянов Борис Викторович, Косарецкий Сергей Геннадьевич
На основе данных социологического исследования делается вывод о существенных различиях в кадровом составе учреждений дополнительного образования, относящихся к различным организационно-правовым формам и видам собственности.
Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
Куприянов Борис Викторович
Статья посвящается 90-летию государственной системы внешкольного воспитания дополнительного образования детей.
Бытие развития воспитанника в учреждении дополнительного образования детей
Куприянов Б. В.
Статья посвящается 90-летию государственной системы внешкольного воспитания дополнительного образования детей.
РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Вакуленко Ольга Владимировна
В статье рассматриваются вопросы актуальности инклюзивного образования. Определяется потенциал и задачи учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном обществе.
Заключение
В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.
С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.
Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.