Цель отчета по практике
Содержание:
- Структура отчета по практике
- Порядок проведения
- Что такое производственная практика?
- Что делают на практике?
- Как проходит производственная практика?
- Стажировка как форма реализации дополнительного образования
- Что делают во время предварительного и подготовительного этапов?
- Какова цель производственной практики?
- Виды и сроки
- Виды практических занятий в вузе
- Как выбирается место прохождения практики?
- Цели и задачи практических занятий в вузе
- Как нужно отчитываться о практике?
- Структура практического занятия в вузе
- Что нужно обязательно знать об основном этапе производственной практики?
- Платят ли за практику студентам
- Цель научно-исследовательских практических мероприятий
- Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Структура отчета по практике
Из чего состоит отчет о производственной практике?
Конечно, дневник практики довольно важен, но ещё важнее отчёт по практике. Он имеет чётко определённую структуру:
- Титульный лист, на котором пишется, во-первых, полное наименование вашего учебного заведения, во-вторых, вид работы (т.е. «Отчёт по прохождению практики в …(наименование предприятия)»). После этого нужно указать свои полные фамилию, имя и отчество, а также кто является руководителем практики от предприятия и кто будет принимать работу в учебном учреждении.
- Введение, в котором надо описать компанию, в которой проходили практику, вкратце её историю, а также должность, в которой проходили практику, свои цели и задачи практики. Также должны быть указаны литературные источники, использованные в работе.
- Теоретическая часть, в которой должен присутствовать более полный рассказ об организации, её сотрудниках, ваших обязанностях.
- Практическая часть, в которой вы пишете, какую должность занимали и какие повседневные обязанности выполняли.
- Вывод, в котором вы формулируете свои впечатления от практики, трудности, с которыми пришлось столкнуться, и полученные навыки.
- Список использованных литературных источников.
- Приложения, в которые можно включить примеры составленных вами документов.
Порядок проведения
Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.
После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.
Всё, что остается сделать практиканту, это:
- Взять в деканате направление.
- Исправно посещать базовую компанию, при этом:
- соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
- выполнять индивидуальное задание;
- вести дневник практики;
- придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
- Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
- Написать и защитить отчет по практике.
Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.
По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.
Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.
Что такое производственная практика?
Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.
Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383.
Место проведения практики для студента устанавливается вузом, однако учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора предприятия.
Что делают на практике?
Что предстоит делать на производственной практике?
Существуют три вида производственной практики: ознакомительная, технологическая и преддипломная.
Во время ознакомительной практики студент фактически ничего не производит, а только ознакамливается с производственными и другими характерными для данной отрасли процессами.
В ходе производственной практики практиканту уже могут поручать изготавливать какие-то детали или участвовать в производственном процессе непосредственно по профилю предприятия.
Практика чаще всего не оплачивается, но, если на предприятии сложилась сложная кадровая ситуация, студента могут принять на полную ставку с соответствующей оплатой.
Как проходит производственная практика?
Процесс прохождения производственной практики.
Прежде, чем начнется практика, студенту необходимо подготовить два документа: заявление и ходатайство. По окончанию мероприятий на производственном предприятии учащемуся ВУЗа следует предоставить на кафедре отчет о практике, дневник и отзыв, который составит о нем его куратор.
Аналитический отчет лучше всего составлять в процессе прохождения практики, не оставляя его напоследок: это позволяет минимизировать риск упустить какие-либо важные моменты.
В процессе производственной практики студенту предстоит работать с двумя руководителями: одного предоставляет кафедра ВУЗа, а второй, являющийся сотрудником производственного предприятия, будет сопровождать учащегося на протяжении всей практики. Именно он определит обязанности практиканта в компании и проведет с ним предварительный инструктаж.
Одним из немаловажных преимуществ прохождения производственной практики считается возможность обзавестись полезными знакомствами для получения в будущем рабочего места. Вполне возможно, что предприятие примет в штат практиканта, показавшего себя в выгодном свете.
Стажировка как форма реализации дополнительного образования
Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
При этом, как разъяснено в Письме Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании», стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.
В Приказе Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки устанавливает организация самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка может проходить как индивидуально, так и в группе. Она может предусматривать такие виды деятельности, как:
-
самостоятельная работа с учебными изданиями;
-
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
-
изучение организации и технологии производства, работ;
-
непосредственное участие в планировании работы организации;
-
работа с технической, нормативной и другой документацией;
-
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
-
участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Несмотря на разъяснения чиновников Минобрнауки, исходя из положений ч. 12 ст. 76 Закона № 273-ФЗ стажировка может не только включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.
Направление на стажировку целесообразно оформить путем заключения специального соглашения с работником (с внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник после прохождения стажировки работает в организации в течение обусловленного соглашением срока.
Работодатель обязан организовать прохождение работником стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. После успешного прохождения стажировки работнику может быть предложена более высокая должность, повышена заработная плата и т. п.
Что делают во время предварительного и подготовительного этапов?
Подготовительный этап практики.
Подготовительный и предварительный этапы (организационно-подготовительный этап) – начальные шаги в производственной практике, которые должны подготовить студента к будущей производственной работе и помочь организовать сам процесс, по крайней мере, его начальные стадии.
Подготовительный этап начинается с установочного собрания, посетив его, студент получает такие сведения о предстоящей практической деятельности:
- цели, задачи, практики;
- длительность производственной практики;
- особенности прохождения практики на разных этапах;
- требования баз практики к студентам;
- права, обязанности и ответственность будущих студентов.
Кроме того, на подготовительном этапе решаются ключевые для каждого будущего практиканта вопросы:
- кто будет руководителем практики;
- на каком предприятии или в какой организации будет проходить производственное обучение;
- индивидуальные задания в соответствии с тематикой квалификационных работ и особенностями баз практики.
Некоторые вузы выделяют предварительный этап, основные цели которого следующие:
- закрепление мест практики за отдельными студентами и подготовка проекта соответствующего приказа;
- анализ результатов предыдущего (подготовительного) этапа;
- определение мер по организации рабочего этапа практики.
Предварительный этап является вспомогательным, поэтому его с легкостью можно объединить с подготовительным, что и делает большинство учебных заведений.
Какова цель производственной практики?
Что такое производственная практика?
Ни одно высшее образование нельзя считать законченным без прохождения производственной практики. Целью данного мероприятия, которое предшествует защите диплома бакалавра, является полное погружение студента в сферу его профессиональной деятельности.
Учащемуся высшего учебного заведения предстоит отправиться на реальное предприятие и, воспользовавшись приобретенными за несколько лет учебы знаниями, овладеть навыками работы. Практика достаточно сильно отличается от посещения студентом лекций во время учебы в университете, она покажет, насколько человек готов покинуть стены ВУЗа и стать настоящим специалистом в выбранном им направлении.
Также к целям практики принято относить:
- исследование студентом деятельности производственного объекта, самостоятельный анализ данного процесса;
- выявления имеющихся на производстве проблем;
- предложение собственных решений по устранению обнаруженной проблематики и по усовершенствованию работы предприятия.
Все эти моменты должны быть отражены в отчете по практике.
Виды и сроки
В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.
Тип | |
---|---|
Ознакомительная | Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия. |
Технологическая | Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя. |
Преддипломная | Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома. |
Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета.
Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную.
Трудовой кодекс строго регламентирует, сколько часов может продолжаться практика у студентов в день: в возрасте от 18 лет – не более восьми (ст. 91).
Виды практических занятий в вузе
Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.
Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:
- индивидуальная самостоятельная работа;
- решение контрольных робот и проверочных упражнений;
- лабораторные работы;
- практические исследования и эксперименты;
- учебные дискуссии;
- круглые столы;
- групповые семинарские занятия;
- исследовательские практикумы;
- решение проблемных кейсов;
- деловые игры;
- обучающий тренинг.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Решение кейсов предполагает групповую работу
Как выбирается место прохождения практики?
Выбираем место для прохождения производственной практики.
Что же касается выбора базы прохождения практики, то чаще всего её назначает кафедра. Если же, однако, в какой-то фирме у вас работает родитель/друг/брат/сват и вас там согласны взять, то можно просто уведомить кафедру, и, скорее всего, вам пойдут навстречу.
Между учебным заведением и организацией, готовой выступить в качестве базы практики, должен быть составлен договор о прохождении практики определёнными студентами (с их поименованием), в соответствии с которым организация должна обеспечить необходимые условия для прохождения практики, а учебное заведение – соблюдение студентом установленных на предприятии норм и правил трудового распорядка. Кроме этого договора, вам ещё нужно иметь направление на практику.
Если у вас возникнут какие-то вопросы по поводу работы, то идти вам следует в первую очередь к нему, хотя, конечно, можно и нужно подходить и спрашивать у других сотрудников (обычно это приветствуется). Также руководитель по окончанию практики пишет на вас характеристику, в которой оценивает ваши личностные качества касаемо работы, а также то, насколько компетентным специалистом (если можно так сказать) вы себя проявили.
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов
Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Как нужно отчитываться о практике?
Отчет о прохождении производственной практики.
С вашей стороны, помимо, конечно, усердной работы в организации, которой вы можете зарекомендовать себя как будущего работника, потребуется отчёт о практике, который нужно предоставить на кафедру. Будет очень хорошо, если вы будете вести ещё дневник практики. В нём вы должны отразить ряд вещей:
- Место, где вы проходили практику, т.е. организацию, которая является базой практики для вас;
- Описание каждого дня работы. Здесь стоит написать, с каким чувством вы приходили на своё рабочее место, какие задания вам поручали, какую информацию давали;
- Описание того, насколько легко вы принимались за эти задания, как искали оптимальный механизм решения, какие чувства и эмоции испытывали;
- Расскажите о ходе выполнения задания, возможных расхождениях с первоначальным планом или своими ожиданиями, неизбежно появляющихся в ходе выполнения работы. Также стоит отметить, какие ресурсы вам понадобились и пригодились, а где потребовалась помощь коллег;
- В чётких описаниях производственных процессов стоит делать некоторые «лирические отступления». Здесь можно написать, насколько быстро и легко вы вписались в коллектив, устройство компании, сложившиеся в ней отношения;
- По окончании описания всех дней нужно подвести итог. Насколько эта практика была успешной для вас, выросли ли вы в профессиональном плане, совпадают ли ваши представления о профессии с тем, что вы увидели на деле?
Структура практического занятия в вузе
Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:
- Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
- Заявление темы, целей и задач практического задания.
- Подробное объяснение практического задания.
- Методические указания по его выполнению.
- Ответы на дополнительные вопросы.
- Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
- Формирование команд, если это групповая форма работы.
- Непосредственное выполнение задания.
- Сдача готовых работ или презентация результатов.
- Подведение финальных итогов.
- Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.
Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи
Что нужно обязательно знать об основном этапе производственной практики?
Основной этап производственной практики.
Основной (рабочий, оперативный) этап практики – самый главный и интересный, так как, проходя его, студенты знакомятся со своей возможной будущей работой, получают и закрепляют практические навыки, начинают расти как специалисты. А еще несомненный плюс этого этапа – новые интересные знакомства и куча новых впечатлений.
Тем не менее, не стоит забывать о рабочих и формальных составляющих рабочей части практики:
- ознакомление с базой производственного обучения (особенностями ее работы, графиком, инструктажами, требования к сотрудникам и т.д.);
- составление визитки организации – второй обязательный шаг;
- непосредственно трудовая деятельность, которая должна сопровождаться записями в дневнике практики.
Платят ли за практику студентам
Зачастую при прохождении практики студенты выполняют функцию дублеров на производстве. Однако не исключена возможность временного зачисления в штат при наличии вакансий и выплата соответствующей зарплаты. В соответствии с актуальным законодательством оплата труда при прохождении производственной практики осуществляется согласно договору, заключенному между университетом и принимающей организацией.
Выделяют несколько видов договоров, используемых для оформления практиканта:
- трудовой;
- гражданско-правовой;
- с учебным заведением.
При наличии договора первых двух типов оплата практики студентам обязательна. Если деятельность осуществляется на основании соглашения с вузом, не предусматривающего денежное вознаграждение, а трудовой договор не заключен, то на оплату труда не стоит рассчитывать.
Чтобы узнать, будет ли практика оплачена, следует внимательно изучить договор, заключенный между университетом и опорным учреждением. Как правило, студенты знакомятся с особенностями производства на безвозмездной основе.
Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.
Цель научно-исследовательских практических мероприятий
Какие задачи стоят перед научно-исследовательской практикой?
Студентам, решившим получить степень магистра, предстоит пройти также научно-исследовательскую практику. Мероприятие такого плана призвано сформировать у будущих магистров профессиональную компетентность, которая пригодится им при ведении дальнейшей научно-исследовательской работы.
Целью научно-исследовательской практики принято считать:
- закрепление и углубление полученной ранее теории;
- получение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- подготовка новоявленных магистров к педагогической деятельности.
Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:
- изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
- повторить правила и значимые формулы;
- решить большое количество типовых задач;
- просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
- подготовить тезисы для своего выступления;
- изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
- почитать правила и методические рекомендации;
- выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.
Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!